7.09
Большой зал консерватории, 19:00

Торжественное открытие сезона. «Моцарт. Бетховен»

Состоялось
без наценки

7 сентября приглашаем вас в Большой зал Московской консерватории им. П.И.Чайковского на Торжественное открытие концертного сезона!

Большой симфонический оркестр под руководством выдающегося российского дирижера, Народного артиста СССР Владимира Федосеева, отметившего в 2022 году свое 90-летие, исполнит программу из знаменитых сочинений В.А. Моцарта и Л. Бетховена. Солист — лауреат международных конкурсов Алексей Мельников (фортепиано).

2 отделения по 40 минут (1 антракт)

«Моцарт – это молодость музыки, это вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии» — писал о композиторе Дмитрий Шостакович. Симфония №40 соль минор (1788) — одно из самых вдохновенных сочинений Моцарта. Начинаясь без традиционного для того времени медленного вступления, она сразу захватывает порывистой, одухотворенной мелодией главной партии, ставшей известной на весь мир. В симфонии четыре части, она написана для струнных и деревянных духовых (трубы и литавры отсутствуют). Во второй части господствует мягкое, созерцательное настроение. Необычна третья часть — менуэт: здесь это отнюдь не жеманный придворный танец, а решительное и мужественное шествие, которое напоминает марш, несмотря на трехдольный размер. Наконец, стремительный финал также нетипичен для классической симфонии: он полон тревоги и драматизма и является кульминацией всего сочинения.

Пятый фортепианный концерт Бетховена ми-бемоль мажор — самое крупное из его концертных сочинений, по размаху приближающееся к симфонии. Его называли «Большим концертом». Это монументальное произведение, полное энергии, решительности и виртуозного размаха сольной партии фортепиано. Концерт начинается совместным вступлением оркестра и солиста, напоминающим развернутую каденцию, что дает импульс всем последующим темам. В первой части господствует настроение светлой героики, некоторые темы (например, побочная) имеют гимнический характер. Вторая часть — камерная, просветленная по звучанию, без труб, валторн и литавр. Финал в форме рондо наполнен ритмикой танца. Его горделивая главная тема, «взлетающая» по звукам тонического трезвучия, полна решительности и мощи.

«Моцарт – это молодость музыки, это вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии» — писал о композиторе Дмитрий Шостакович. Симфония №40 соль минор (1788) — одно из самых вдохновенных сочинений Моцарта. Начинаясь без традиционного для того времени медленного вступления, она сразу захватывает порывистой, одухотворенной мелодией главной партии, ставшей известной на весь мир. В симфонии четыре части, она написана для струнных и деревянных духовых (трубы и литавры отсутствуют). Во второй части господствует мягкое, созерцательное настроение. Необычна третья часть — менуэт: здесь это отнюдь не жеманный придворный танец, а решительное и мужественное шествие, которое напоминает марш, несмотря на трехдольный размер. Наконец, стремительный финал также нетипичен для классической симфонии: он полон тревоги и драматизма и является кульминацией всего сочинения.

Пятый фортепианный концерт Бетховена ми-бемоль мажор — самое крупное из его концертных сочинений, по размаху приближающееся к симфонии. Его называли «Большим концертом». Это монументальное произведение, полное энергии, решительности и виртуозного размаха сольной партии фортепиано. Концерт начинается совместным вступлением оркестра и солиста, напоминающим развернутую каденцию, что дает импульс всем последующим темам. В первой части господствует настроение светлой героики, некоторые темы (например, побочная) имеют гимнический характер. Вторая часть — камерная, просветленная по звучанию, без труб, валторн и литавр. Финал в форме рондо наполнен ритмикой танца. Его горделивая главная тема, «взлетающая» по звукам тонического трезвучия, полна решительности и мощи.

Программа

I отделение

Людвиг ван Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром №5

 

II отделение

Вольфганг Амадей Моцарт. Увертюра к опере "Свадьба Фигаро"

Вольфганг Амадей Моцарт. Симфония №40

 

*В программе возможны изменения
Исполнители

Государственный академический
Большой симфонический оркестр им. П.И.Чайковского

Дирижёр — Народный артист СССР Владимир Федосеев

Солист — Алексей Мельников

Имя Владимира Федосеева стоит в ряду выдающихся русских дирижеров ХХ века. Карьеру симфонического дирижера он начал в 1971 году в оркестре Ленинградской филармонии, куда попал по приглашению Евгения Мравинского. Будучи c 1974 года художественным руководителем и главным дирижером Большого симфонического оркестра, Федосеев одновременно выступает с лучшими оркестрами мира. В 1997–2005 годы он возглавлял Венский симфонический оркестр, с 1997 года — постоянный приглашенный дирижер оперного театра Цюриха, 2000 года — главный приглашенный дирижер Токийского филармонического оркестра. С 2009 года — главный дирижер Миланского симфонического оркестра имени Джузеппе Верди. Дирижером были также осуществлены оперные и балетные постановки в ведущих российских и зарубежных театрах. Федосеев — обладатель более тридцати государственных наград.

Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского — один из ведущих оркестров России, коллектив с мировой известностью и эталонным качеством звучания. Основан в 1930 году как первый оркестр советского радио. В разное время его возглавляли дирижеры Александр Орлов, Николай Голованов, Александр Гаук, Геннадий Рождественский. С 1974 года художественным руководителем и главным дирижером оркестра является Владимир Федосеев. В последующие десятилетия оркестр, развивая традиции, вступил в пору необычайного расцвета. В 1993 году коллективу было присвоено имя Петра Ильича Чайковского, за выдающуюся интерпретацию сочинений великого русского композитора.

Алексей Мельников — выпускник ССМШ имени Гнесиных и Московской консерватории (класс профессора Сергея Доренского и его ассистентов, в том числе Николая Луганского). Еще в годы учебы он стал лауреатом нескольких международных конкурсов. А в 2017 году стал победителем II Манхэттенского международного музыкального конкурса в Нью-Йорке и выступил на сцене знаменитого Карнеги-холла. В 2019 году завоевал III премию и бронзовую медаль XVI Международного конкурса имени П.И. Чайковского.

Большой зал консерватории
Большой зал консерватории
Большой зал Московской консерватории – один из самых известных концертных залов мира. Прекрасное оформление, удобное расположение и – самое главное для музыкантов – великолепная акустика снискали ему заслуженную славу лучшей концертной площадки Москвы и России. Его торжественное открытие состоялось 7 (20) апреля 1901 г.

Адрес площадки
Б.Никитская ул., д. 13/6
Как нас найти ↗